Что нужно знать о Тур де Франс

Трехнедельная велогонка Тур де Франс является №1 в мире велоспорта. К сожалению, в последнее время все чаще и чаще стали  случаться допинговые скандалы, которые наносят серьезный ущерб имиджу соревнований. Если так пойдет и дальше, нельзя исключать ситуации, что Тур будет настолько дискредитирован, что уйдет в небытие. Однако, даже если это и случится, история Тура останется, и переписать ее никому не удастся.

Как появился Тур де Франс

Тур своим появлением обязан знаменитому делу Альфреда Дрейфуса, который был осужден французским законодательством за шпионаж в пользу Германии по совершенно ложному предлогу. В итоге, капитан генштаба был отправлен в пожизненную ссылку, а французское общество раскололось на два лагеря – «за» и «против». Редакция спортивного журнала L’Velo не стала исключением. Из нее ушла часть сотрудников антидрейфусарских взглядов во главе с Анри Дегранжем, который основал L’Auto, и для популяризации нового издания решил организовать велогонку Тур де Франс в 1903 году. Так появился Тур, который раскрутил L’Auto с 25 тысяч до 65 тысяч только за первый сезон.

Изначально гонка задумывалась, как нечеловеческое испытание для ее участников. Организаторы гонки с лихвой оправдали задумку, и ту гонку 1903 года сейчас бы преодолел далеко не каждый участник современного Тура. Гонщики должны были за 6 этапов преодолеть 2428 км. Чтобы укладываться в световой день, за который надо было преодолевать по 400 км, гонка начиналась еще затемно. Правда, между этапами организаторы соревнований давали спортсменам отдохнуть несколько дней. Уже через два года, дабы еще более усложнить задачу гонщикам, в Тур были добавлены горные этапы, преодолевать которые в седле не было никакой возможности. Во-первых, горных дорог, как таковых не было. Во-вторых, 18 кг велосипед был достаточно тяжел, чтобы его можно было вытащить в гору, не вставая с седла. Никаких скоростей на велосипедах в то время не было и в помине. Поэтому, перед подъемом гонщик снимал заднее колесо, переворачивал его другой стороной, где стояла большая звездочка, и взбирался на гору. На вершине горы проводилась обратная операция.

Первый победитель Тур де Франс

Первую гонку 1903 года выиграл 32-летний Морис Гарен, и получил приз в 6125 франков (около 21,5 тыс евро). На эти деньги он купил автосервис с заправкой, обеспечив свое безбедное существование. Гарен был на тот момент достаточно подготовленным спортсменом, и, как говорится, выиграл в «одну калитку», опередив ближайшего преследователя почти на 3 часа. Этот рекорд, по всей видимости, останется вечным. Средняя скорость Гарена составила 25,7 км/ч, что можно признать очень приличным результатом.

Всего в первом Туре приняли участие 60 спортсменов, треть из которых можно было классифицировать, как профессионалов. Больше всего было представителей Франции – 50 человек, по 4 участника было из Бельгии и Швейцарии, 2 из Германии. Многие гонщики выступали под псевдонимами, поскольку в то время участие в подобных соревнованиях было сродни лицедейству. К финишу из 60 участников добрались только 21.